Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Об активизации деятельности студентов на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Опубликовано 22.05.2017

Путей повышения интереса студентов к дисциплине «Литература» множество: спектакли, салоны, литературные вечера, походы, паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков, но эти расширяющие кругозор и знания, так называемые «мероприятия», не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором, собственно, и начинается любой литературный маршрут, открытие какой – либо эстетической, нравственной или философской проблемы. Урок – это 45 минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя «технологией» урока. Урок литературы особенно труден, потому что в нем, как ни в каком другом, учитель должен предстать как исследователь, художник и воспитатель. 

Преподаватель Фетисова В.В.

В последние годы жизнь заставляет создавать такие образовательные программы и технологии, где на первый план выходит принцип коммуникативности, а учитель сегодня работает не просто по определенным методикам, но и вынужден в силу творческого характера своей натурой и деятельности разрабатывать собственные коммуникативно-развивающие технологии. Так, можно выделить следующие технологии:
Технология проблемного обучения.
Тут можно отметить проблемный семинар. Проблемный семинар начинается вступительным словом учителя, где ставятся проблемы, которые надо решить на уроке. Или вступление можно поручить подготовить инициативной группе студентов. Или проблемным может быть эпиграф к уроку. Затем идет главная часть, чтобы раз и навсегда решить все вопросы, а также для развития возникшего интереса к поднимаемой проблеме. Урок может строиться как новелла, у которой проблемное и броское название: «Зачем и почему лежит Илья Ильич на диване?», «Мальчик с Божедомки» (судьба Ф.М.Достоевского), «Кто красивее - Наташа или Элен?» («Война и мир»), «Катерина - значит «вечно чистая».
Интригой может начинаться урок. Стихи, афоризм, письмо, высказывание, афишка, страница газеты – все может стать интересной интригой.
Технология развития критического мышления.
Развитие критического мышления в работе с художественными текстами – это «чтение с остановками». К этой технологии относится и урок-диспут, (например, «Где был бы Павел Корчагин в 1937 году – в числе расстреливающих или расстреливаемых?»), и «круглый стол» (например, урок по теме «Мировое значение русской классики»). Вопрос, предложенный учителем для обсуждения, может звучать так: «Какие страницы русской классики ты прочтешь своему сыну или дочери и почему?». Другая тема урока: «Перестаньте драться, господа литераторы!» - о литературных спорах в 60-е годы XIX века. За «круглым столом» Боткин, Дружинин, А.Толстой, Майков, Фет, Некрасов, Достоевский. Не менее интересен урок (как правило, обобщающий по теме) вопросов и ответов.
Технология «Творческая мастерская».
Например, практическая работа по лирике Тютчева, когда обнаруживаем самое «тютчевское» слово: рок и производные от него. Именно с легкой руки Тютчева эти слова: «роковой», «роковые», то есть трагические и судьбоносные, хлынули в поэзию. Момент практической работы на уроке, пожалуй, самый интересный, потому что мы погружаемся в стиль писателя, в его поэтическую мастерскую. Лингвоанализ – это, по выражению Н.М. Шанского, «лингвистический микроскоп», направленный на единицу художественного текста. Павел Петрович Кирсанов спрашивает: «А вы, господин Базаров, собственно, что такое?» Об этой фразе можно многое рассказать: во-первых, спрашивающим соблюдена учтивость, но какая-то отстраненная, холодная. Фраза становится ироничной благодаря вводному слову «собственно» - так может говорить лишь тот, кто смотрит на собеседника сверху вниз. Местоимение «что» в адрес человека выдает спесь, презрение, недостойное истинного аристократа-христианина. Так становится понятен тот, кто вступил в конфликт с Базаровым, называющим чувства «чушью» и «белибердой», а учтивость и вежливость привычкой уездных львов. Кто кого одолеет, если оба не умеют уважать, - это уже интересно. Использую уроки в литературном салоне. Данная технология направлена на дальнейшее развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей студентов Мы создали такой урок по поэзии «серебряного века». Особенность его в том, что в одном салоне в начале 1918 года собираются известные поэты начала ХХ века, принадлежащие к разным литературным направлениям. Среди них Есенин, Ахматова, Блок, Цветаева и другие. Они собрались, как всегда, поговорить о поэзии, о себе, но в начале их беседы обозначаются 3 спорных вопроса: 1) отношение к революции 1917 года; 2) каким должен быть поэт и поэзия на рубеже веков; 3) каково будущее многострадальной России? Каждый из собравшихся высказывается в соответствии со своей эстетической и поэтической программой и их индивидуальной манере. Такой урок требует глубины мышления, сформированных умений и навыков, смелости и яркости воплощения.
Технология «Метод проектов».
Данную технологию использую в работе с сильными студентами при разработке исследовательских проектов, например, исследовательская работа «Бунинский Елец», в ходе которой студенты работали с произведениями писателя, отбирая отрывки с описаниями Ельца, отбирали фотографические материалы, разрабатывали презентацию.
Информационные технологии.
Отдельно хотелось бы сказать об использовании информационных технологий.
Всe мы, когда учимся, по-разному усваиваем новые знания: одни легче запоминают материал, читая учебник, другие на слух, скажем, во время урока или лекции. Но, без сомнения, наилучший ре¬зультат достигается, если воспринимать информацию одновременно всеми органами чувств и эту возможность предоставляют нам средства мультимедиа. А в конце занятия компьютер проверит, насколько хорошо вы усвоили урок.
Обучение с помощью мультимедиа обла¬дает несомненными преимуществами.
На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником. Студенты за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Во внеурочное время ребята также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Студенты оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Я убедилась на своем опыте, что компьютеры вызывают стойкий интерес у студентов, помогают им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов. Практика показывает, что изучение русского языка с использованием компьютерных программ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения русскому языку. Конечно, на уроках русского языка и литературы нельзя использовать компьютер постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.
Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь пользоваться компьютерной техникой. Компьютерные средства используются мною при разработке, подготовке учебно-методических материалов, организации и проведении уроков, отдельных элементов внеклассных мероприятий. Модели таких уроков стараюсь использовать в своей практике.
Полагаю, что на уроках литературы следует пользоваться элементами разных технологий, что сделает обучение более эффективным.

 

 

Мы в социальных сетях